четверг, 31 марта 2016 г.

Мартовский букет или «Автобиографии сквозь строки»

Так уж получилось, что декабрь 2015 года заканчивал сборным обзором из четырех книг. И вот уже обзор марта 2016 года заканчиваю также сборным обзором.



Работы много и поэтому совершенно не успеваю писать о прочитанном. Как написала мне одна бывшая ученица: «…вы просто busy», в ответ на что я сказал ей: «very busy». Но читать не перестаю. До сих пор я придерживаюсь объявленного мной в первом посте моего читательского дневника девиза «Ни дня без прочитанной страницы!»

На протяжении марта мной прочитано 6 романов, 5 из которых на украинском языке.

1. Милан Кундера «Неведение».


2. Эльфрида Елинек «Пианистка».


3-4. Сергей Жадан «Депеш Мод» и «Anarchy in the UKR» (сборник произведений автора «Капитал»).

 

5. Роберто Савиано «Гоморра».


6. Фаиза Гэн «Завтра кайф» (другое название «Туда-сюда»).


Все книги разноплановые. Также это можно сказать и про их авторов-писателей. Поэтому после прочтения этих книг в голове такой сумбур, что впору отставить чтение на время и заняться чем-то другим.

* * *
Среди всех перечисленных книг наибольшее впечатление оставили книги современного украинского писателя Сергея Жадана. И дело даже не в том, что он пишет, используя нормативную лексику. Ей сейчас никого не удивишь. Ведь не секрет, что подростки (я уже не говорю про взрослых!) в своём повседневном общении её пользуются во всю. Тут дело в той атмосфере и ауре, которую он создает в своих произведениях. Это постмодернизм в композиции и такой себе реализм в описаниях. Ситуации, в которые попадают герои его книг («Депеш Мод»), смешны и печальны, вызывают улыбку и сочувствие. 

Книги Сергея Жадана – это своеобразная философия жизни молодых людей поколения автора, который всего на 10 лет меня старше. Но то, что он описывает как «свои 80-ые», мне можно было бы описать как «мои 90-ые». Но это совершенно разные периоды… 

 

Очень поучительно сейчас читать Жадана как он описывает Восточную Украину в своем романе «Anarchy in the UKR», чтобы понять почему там идут военные действия. Ведь он четко описывает менталитет населения тех территорий.

По совету моего друга ставлю в свой план чтения на будущее роман Жадана «Ворошиловград», который, между прочим, считают лучшим украинским романом десятилетия по версии литературной премии ВВС Украина. И есть информация, что в скором времени по книге снимут фильм. Так что ставлю визу «К прочтению!»


* * * 
Эльфрида Елинек – лауреат Нобелевской премии по литературе. А если автор отмечен такой высокой наградой, то это сразу вызывает к нему уважение и загадку типа «За что присуждают Нобелевскую премию? Какие литературные интересности отображены в тексте?»


Если книга нравится, ты её ощущаешь душой, то читателей сразу наполняют чувства сопричастности с теми, кто понимает нечто особенное. Но если книга или автор разочаровывают, то думаешь что за вкусы у этих людей, кто занимается номинированием на премию? А после этого наплывает вторая волна вопросов, главный из которых «Может это ты, как читатель, не дорос до нужного уровня восприятия текста и смысла прочитанного?»

Вот и я, по прочтении книги «Пианистки», скорее всего, отнес бы себя ко второй категории вышеупомянутых читателей. Роман нетрадиционный, глубоко психологический, но чтобы сказать гениальный – у меня не хватает знаний рассудить так ли это.

Правдоподобно, что роман автобиографический. В Википедии по этому поводу пишут, что «и критики, и читатели тут же углядели автобиографическое значение с сильным элементом сублимации посредством текста в основе». С этим трудно не согласиться.

Трудная и неоднозначная жизнь женщины средних лет Эрики Когут, работающей в консерватории преподавателем по классу фортепиано, находящейся под постоянной опекой сумасбродной матери. Героиня вообще не имеет личной жизни, кроме той, которую запрограммировала ей мать. Накопленные противоречия становятся почвой для острого конфликта поколений и ценностей, который в конце книги приводит к личной трагедии героини.

* * *
Роберто Савиано «Гоморра»  книга-репортаж о итальянской мафии Каморре и её злодеяниях рассказаны человеком, внедрившимся в это систему. После выхода книги мафиози заочно приговорили автора к смерти. Поэтому автору приходится скрываться и жить под охраной карабинеров. Книга больше походит на сериал «Спрут», пользовавшийся большой популярностью, чем на романы и фильм про крестного отца Вито Корлеоне.


* * * 
Роман «Неведение»  книга о попытках вернуться на родную землю эмигрантам из Чехословакии и о тех психологических трудностях, которые вызывает этот процесс. Милан Кундера сам эмигрировал во Францию и поэтому точно знает о чем пишет. Небольшой, но яркий роман живого классика литературы.


* * *
Фаиза Гэн – молодая французская писательница с алжирскими корнями представляет нам книжечку в виде рассказа девочки-подростка Дории, живущую во Франции, но имеющую марокканские корни. Она попадает в разнфе истории и говорит о жижни то, что думает. 


Книга в определенной мере списана из жизни самого автора…

* * *
Вот написал последнюю фразу и задумался, а ведь все книги из этого обзора в той или иной степени автобиографичны. В этом, я думаю, их культурная ценность и социальное значение. Ведь очень важно, что они аккумулируют и отражают жизненные истории авторов, фиксируют их субъективные наблюдения за окружающими людьми и событиями. Это характерные черты той современной литературы, которую я читаю. 

Фэнтэзи – это в какой-то мере сказки для взрослых. Я такого жанра книги практически не читаю (правда, есть редкие исключения – Стивен Кинг, например). А вот про что-то жизненное – мне читать интересно. Хотя и не всегда актуально то, о чем читаешь (итальянская мафия, французский шоу-бизнес и т.п.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий