вторник, 31 мая 2016 г.

Сцены из провинциальной жизни

Трилогия Джона Максвелла Кутзее «Сцены из провинциальной жизни»: «Детство», «Молодость», «Летнее время».

Растянутый на долгих два месяца процесс чтения книги успешно завершился. Я взялся за книгу не из-за имени автора (о нём я ничего не знал и не слышал ранее), а из-за серии «Библиотека нобелевских лауреатов», в которой она издана.


С первых страниц трилогия оказалась интересной и незаурядной. Когда впервые я увидел книгу, то сразу вспомнил о двух автобиографических трилогиях: первая под авторством Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», а вторая – Максима Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты», которые читал ещё в школьном возрасте. С тех пор прошло довольно много времени и я уже изрядно забыл их содержание, но ощущение легкого дежавю не покидало на протяжении всего чтения. Независимо от того, что книги написаны людьми разных эпох, в них чётко прослеживается нечто гуманистическое, общечеловеческое .

Сборник приоткрывает нам замочную скважину в жизнь и творчество лауреата Нобелевской премии 2003 года Джона Максвелла Кутзее. При чем это обставлено не вторжением в личную жизнь автора, а как специально созданную самим писателем возможность узнать больше о нём.

Страницы всех трёх повестей пропитаны таким глубоким лирическим сентиментализмом, что не посочувствовать автору может только чёрствый душой человек. Джон Кутзее пишет свою автобиографию от третьего лица пристально наблюдая за собой в детстве (мальчик), молодости (молодой человек) и зрелых годах (взрослый ребенок). Его взгляд направлен внутрь себя, на багатую духовную жизнь, абстрагированную от окружающей реальности. Мысли, чувства, сомнения, переживания, волнения писателя как человека – это главные герои книги. Действие в трилогии Кутзее второстепенно по отношениям к мыслительным процессам героев. Такой подход покажется большинству читателей утомительным, но, именно благодаря ему, мы получаем более полный психологический портрет автора.

Делая свою жизнь литературным достоянием, писатель должен умело балансировать между действительностью и фантазией. Джон Кутзее, как мне показалось, делает больший уклон в сторону романтического вымысла и несбыточных фантазий. Особенно явно это наблюдается в третей части трилогии, когда он проводит вымышленные (?) интервью с женщинами, что были в его жизни. Возможно, я не прав, но у меня сложилось такое мнение. Поэтому прошу подправить меня тех, кто в курсе.

Трилогия Джона Кутзее стала для меня своеобразным открытием Южной Африки. Например, я узнал про неизвестных мне африканеров и их язык африкаанс. Благодаря книгам, я смог сформировать более четкое представление про политическую ситуацию, межличностные отношения, сложившиеся обычаи, быт, нравы, доминирующие в ЮАР во времена политики апартеида. В этом контексте чтение мемуаров Джону Кутзее дает очень ценную информацию относительно страны, в которой жил и работал писатель. Но эту информацию надо вычленять из общего текста.

Ради интереса, я почитал бы ещё другую книгу этого автора. А Вы читали какую-то книгу Джона Кутзее? Если да, то поделитесь своими отзывами в комментариях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий