пятница, 11 сентября 2015 г.

99 франков

Фредерик Бегбедер «99 франков».

Взяв прочитать эту книгу, я знал из публикаций в Интернете, что Фредерик Бегбедер злоупотребляет алкоголем и наркотиками, является любителем тусовок и женщин. Ожидаемым было, что для этого всего в книге найдется место. И уже с первых страниц мои предположения сбылись. Я не ошибся. 


Главный герой романа рекламист Октав Паранго работает в солидной фирме, зарабатывает огромные деньги, но при этом умудряется «пилить сук, на котором сидит». Он пишет книгу, где хочет разоблачить своих коллег по бизнесу, уличить их в нечестности и враньё по отношению к потребителям. Герой убеждает нас, что рекламный бизнес – грязное дело, где сплошь и рядом уживаются лицемерие, зависть и подлость. Октав страдает от пороков современной цивилизации: он и наркоман, и алкоголик, и сексоголик. Ему хочется, чтобы мы испытывали к нему отвращение. Такой себе интеллектуальный мазохист. 

Мысли героя направлены против общества потребления, которое он сам создаёт своей деятельностью. В начале книги мне показалась схожесть героя книги на главного героя «Бойцовского клуба» Чака Паланнника своим отрицанием реальности, бунтом против торговых брэндов и компаний, которые управляют миром. Но углубляясь в чтение, я всё больше убеждался, что герои выбирают разный путь сопротивления. Октав продолжает плыть по течению легкой и вольготной жизни, ни в чём себе не отказывая, а герой Паланника становиться на путь жёсткой борьбы, которая переходит в террор. Но и такой путь не приводит Октава ни к чему хорошему. Он становится на путь преступлений…

Герой романа очень саркастичен по жизни и к работе относится, грубо говоря, наплевательски. Но при этом сам признает, что благодаря своей работе он роскошествует и может много чего позволить себе в жизни. Все злоключения, в которые оказывается, вовлечен герой, можно описать простонародной фразой – «с жиру бесится». Вот такая парадоксальность порождает замкнутость круга, разрыв которого возможен в случае увольнения с работы и выплаты больших отступных. Опять мы видим всё тоже желание заработать ни на чём или на скандале.

Весь рекламно-потребительский мир построен по принципу «Покупатель не знает, что ему нужно, пока продавец ему этого не предложит». Эта формула как нельзя лучше подходит к ответу на вопрос «Почему название книги «99 франков»? Всё оказывается очень просто – название романа совпадает со стоимостью книги, по которой она продавалась во французских магазинах. Вот такой маркетинговый ход.

Бегбедер сам проработал в рекламном бизнесе около 10 лет, но ушёл оттуда, когда выпустил эту книгу. Я не знаю в деталях биографию автора книги, но могу сделать вывод, что Октав Паранго и другие его коллеги суть собирательные образы и своеобразные портреты работников. Описанное в книге, возможно, имеет место быть в реальности. 

Эта книга лишена изысканности фраз и живописного описания мест, где разворачиваются события. Она может служить кратким путеводителем в мире профессий рекламного бизнеса или справочником, благодаря которому мы узнаем о том, какие баснословные суммы вкладываются в раскрутку товаров, и какие сумасшедшие деньги платятся за идеи. Этому читатель должен поверить, так как нет возможности проверить факты. 

Мысли, высказанные им вслух, – это обобщенные и усиленные тенденции рекламного бизнеса. При этом рассуждения героя мы можем наблюдать с разных ракурсов: то повествование ведётся от первого лица, потом переключается и уже идёт от второго лица, а затем даже и от третьего лица. 

Автор хотел создать провоцирующую книгу, вызывающую разные отзывы читателей, включая резко негативные, то можно сказать, что ему это удалось. 

Напоследок хочется отметить работу переводчиков книги, которые смогли передать в русском переводе рекламные слоганы компаний, не простым механическим, а сохраняя в рифмованной форме, как того и требуют законы рекламы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий