среда, 27 января 2016 г.

Карта и территория

Мишель Уэльбек «Карта и территория».

Вот и подошло к концу моё знакомство с произведениями Уэльбека, которые находятся в нашей библиотеке. На этом я пока что заканчиваю свои обзоры про этого современного автора его предпоследним романом (последний вышел в начале 2015 года; его название – «Покорность», но к нам в библиотеки он еще не попал).


За «Карту и территорию» Мишель Уэльбек удостоился Гонкуровской премии 2010 года – самой престижной литературной награды во Франции, денежное дополнение к которой сейчас составляет целых 10 евро (!), «однако, как правило, присуждение премии существенно увеличивает продажи романа-победителя и выдвигает его автора в первые ряды французской литературы» (цитата из Википедии). 


Главный герой книги – Джед Мартен – творческая личность, художник, который специализируется на фотографии и живописи. Центральными проблемами романа выступают взаимоотношения человека искусства с окружающим миром, конфликт между видимым и изображаемым художником. Второстепенную сюжетную линию составляют непростые отношения между сыном и отцом, мужчиной и женщиной. Все это на фоне того, что Мишель Уэльбек и в этой книге остается верным себе в своих жизненных принципах, в которых явно просматривается потеря ценностных ориентиров: мизантропия, одиночество, страх старения, неизбежность смерти, нелюбовь к детям и т.д и т.п.

Воспитываясь полусиротой (мать покончила с собой, когда Джеду было 7 лет), частые отлучки отца по делам фирмы – все это наложило тяжелый отпечаток на взрослую жизнь героя: он вырос неуверенным, замкнутым человеком. Правда, в кругах деятелей искусства это делало ему особый шарм и создавало из его образа жизни загадку, которую не могли разгадать. А тем временем Джед Мартен просто создавал свои произведения, совершенно не нуждаясь ни в чьих отзывах. Он не гнался за славой и состоянием – он просто делал то, что ему нравилось. Грамотный пиар, правильная раскрутка позволили достигнуть успеха его персональным выставкам. 

В такие моменты автор фокусирует внимание на противоречии современного искусства: художник становится значимым, когда про него правильно говорят в светском обществе, пишут нужные тексты известные журналисты. Такое себе искусственное искусство. 

А был ли гениальным Джед Мартен? Нет, не был. Но даже если бы и был, то его гениальность совершенно нечего  не значила – её всё равно никто из обывателей не заметил, пока об этом не сказали бы своё слово критики и прочие «эксперты». Реализм без претензий на оригинальность делает его работы очень ценными среди миллионеров, которые готовы платить большие деньги за китч, чтобы быть модными, быть в тренде. 

В этом романе М. Уэльбек применил интересный прием рассказать о себе. Он выбрал себя одним из персонажей книги вместе со своим коллегой и другом Фредериком Бегбедером. Но кроме того, что автор сделал саморекламу ранее изданных своих произведений, он ещё и убивает себя на страницах книги в довольно изощренной форме! 

Зачем? Какой скрытый мотив побудил его так поступить? Он хочет уйти из жизни? Или таким образом он хочет сказать, что уходит из литературы? Или такие странности автора продиктованы банальным самопиаром? Каждый читатель вправе дать свои ответы на поставленные вопросы.

Накануне прочтения книги, в разговоре с коллегой возникла фраза «писатель одной темы». Это было озвучено в разговоре о творчестве Харуки Муракми. Но аналогичный «диагноз» можно сделать и в отношении Мишеля Уэльбека. 

Подводя небольшие итоги, резюмирую: в произведениях Уэльбека мы не увидим ярких пейзажей и красочных описаний; диалоги героев отличаются лаконичностью и даже какой-то скупостью. Основная часть текста – это размышления и рассуждения автора, заложенные в мысли и поступки героев; география мест знакома автору не понаслышке – в основном это реальные места, в которых жил сам автор. 

Кроме того, читая его книги, сразу видно одинаковую концептуальную основу построения всех книг (это касается всего того, что я прочитал за исключением книги «Расширение пространства борьбы»): небольшое, трудное для понимания вступление; три части; эпилог с отсылкой в будущее. 

Happy End?  Нет, это не для Уэльбека! Если желаете счастливые окончания – читайте Марка Леви. Просто читая Уэльбека, начинаешь по-настоящему ценить и беречь любовь, доброту и теплоту человеческих отношений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий